Сергей Климаков (klimakov) wrote,
Сергей Климаков
klimakov

Categories:

Ворота в Азию, ч.16. Челябинск: музей Южно-Уральской ж.д.

Оригинал взят у periskop.su в Ворота в Азию, ч.16. Челябинск: музей Южно-Уральской ж.д. + см. комментарии

В предыдущей части "Ворот в Азию" (про Миасс) я пообещал праздник для любителей советского железнодорожного ретро. Давайте устроим его сегодня, в субботу: итак, показ (и небольшой рассказ) про посещение музея натурной техники Южно-Уральской железной дороги в Челябинске. Кроме показа, в качестве бонуса в конце поста полазим по устрашающему мега-девайсу эпохи 1950-х :)

Красавец ТЭ-3


В музей этот мы заехали уже на третий день пребывания на Южному Урале (первый день был посвящён Коркино и Троицку, второй - Карабашу и Златоусту), когда ходили по интересным местам Челябинска. В отличие от пасмурного 9 августа, 11-го (это был понедельник) погода начала улыбаться, облака - раздуваться и обнажать голубенькие заплатки неба. Поэтому и снимки эти вышли повеселее.

Вот тот же самый мемориал перед музеем (...Из одного металла льют...), что я показал в третьей части цикла, но сейчас с облачно-голубым фоном.


Заходим в ворота.
Да, посещение абсолютно бесплатное, фотографирование - тоже. Лазить можно почти на все экспонаты, что тоже нечасто встречается. Музей устроен так: два пути с экспонатами, а между ними - мощёная дорожка с красивыми фонарями и расставленными везде скамейками.
И вот ещё важный момент:
...но надо отметить одну странность - непонятно, куда заходить, все вроде бы закрыто. Оказалось, надо стукнуть в окошко, выйдет охранник и впустит внутрь. Я этого поначалу не знал и уже собирался перелезть через заборчик, отделяющий музей от путей, когда заметил расставленные каждые 2 метра камеры наблюдения. Тогда я позвонил polar_bee и узнал секретик. А за забором ходила большая группа немецкой молодежи + оператор и корреспондент местного канала ОТВ - по-моему, внутрь они так и не попали :)
(с) vedmed1969

В самом начале стоит "генерал" П-36 - легендарный "замыкающий" паровозного племени СССР, паровоз моего детства (1972-1974 гг., пассажирские поезда Транссиба в районе Белогорск, Магдагачи, Сковородино). Как-нибудь про него непременно расскажу: паровоз капризный и сложный, но зато скоростной и феерически красивый в движении.


П-36: впереди - звезда с Гербом СССР.


Портрет в нижнем правом прожекторе любимого паровоза.


Салон-вагон производства Александровского завода (Санкт-Петербург), такой выпускался в 1897-1913 гг. Бронированное днище, 6 осей, 33 тонны. На подобном ездил в своё время Витте, Хилков и многие другие деятели эпохи строительства Великого Сибирского пути, а также Троцкий, Блюхер и проч. Долгое время (после войны) использовался как салон-вагон начальника Южно-Уральской дороги. Сейчас отреставрирован и превращён в передвижную экспозицию музея.


Паровоз Эр, военный трудяга эры "колонн особого паровозного резерва".


Одна из первых "лебедянок" (Л), мощный послевоенный грузовой паровоз.


...и серийная табличка к нему (1950 г.).


С другой стороны - "электровозный" ряд. Тут - почти современники - ВЛ10 (2-секционный) и ВЛ60ПК.


...и тоже табличка к нему (1966 г.).


Вот так выглядит проход между двумя путями с экспонатами: скамейки, фонари, мощёная дорожка. Сделано с любовью и очень аккуратно.
Кстати, слева виден "Боинг" (кличка тепловоза 2ТЭ10В).


А вот и ТЭ3 - легенда БАМа и других дорог 1960-х - 1970-х. Самый красивый из советских тепловозов, на мой взгляд. Но в реале довольно чумазый - в студенческое время мне довелось на таком проехаться двое суток, от Уссурийска до Хабаровска: измазался и прокоптился более, чем полностью :)


"Утюг" (ВЛ22М) - такой электровоз помнят и Слюдянка, и Байкал в 1960-е - 1970-е.


Вагон-хлебопечка. У него интересное внутреннее устройство, но снимки через стекло вышли плохо.


Пассажирская классика первой половины XX века: двухосный третьего класса.


И это тоже классика, того же периода: "40 человек, 8 лошадей", 1934 года. Правда, есть и поправка: крупных артиллерийских лошадей положено грузить только 6. Внутри - либо трёхэтажные нары, либо стойла.


Справа - "буханка" ВЛ8. Таких много было на Северо-Кавказской дороге, в Грузии и Абхазии, на Украине.


А это - "чистый" ЧС4. Редкий электровозный зверёк, предшественник ЧС4Т. Непонятно даже, как они тут его добыли.


Красавчик ТЭП60. На таком я нонче весной проехал полпути до Вильнюса.


Эмблема МПС СССР на этом красавчике.


Тут длинный ряд экспонатов заканчивается. Экспонатов много, я вам показал не больше 20% их.


А теперь давайте немного побродим по мегадевайсу времен 1950-х, предназначенному для снегоуборки и расчистки путей.


Вот так он выглядит спереди, где "работает". А тянет его сзади с другой стороны паровоз или тепловоз.


Мощные зубья для скола намерзших сугробов.


Лотки, подающие куда-то чего-то.


Тут тоже что-то уборочно-передаточное: я не разобрался толком, что-куда и какими транспортерами подается.


Вот сейчас залезем туда, во внутренность.


Рубильнички.


Пойдём-ка заглянем, в эту деревянную дверь.


Внутри стоит мощный дизель, питающий автономной энергией эту махину.


А теперь - в другую сторону, залезем на второй этаж.


Интерьер второго "пассажирского" :) этажа.


Вид из "пассажирского" окошка вперед по ходу :)


На этом краткое знакомство с музеем заканчиваем.
Если окажетесь в Челябе - идите, не пожалеете! Место чрезвычайно атмосферное и приятное.


Экспедиция "Ворота в Азию - 2009", полное содержание

Продолжение следует.

Tags: железная дорога, имидж Челябинской области, имидж железной дороги
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments