Сергей Климаков (klimakov) wrote,
Сергей Климаков
klimakov

Categories:
к предыд.

Выйдя из комсомола по возрасту в 1971 г., Павел Николаевич в ряды КПСС не вступил … был верующим человеком … 28 февраля 1998 г., накануне 55-го дня своего рождения, Зырянов крестился в церкви иконы Казанской Божьей матери в Узком. Одновременно он сделал пожертвования церкви. По свидетельству друга Павла Николаевича В.Н.Пономарева, тот факт, что Зырянов не был крещен в детстве, он объяснял тем, что в Челябинске и округе не было православного храма.
[? а в р-не вокзала Рождества Богородицы и Свято-Симеоновская церкви]

В 90-е гг. П.Н.Зырянов начинает работу в коллективном труде по истории православных монастырей в России XI–XX веков. Эта книга была опубликована в издательстве «Наука» в 2002 г., а несколько раньше двумя изданиями вышла в свет его монография «Русские монастыри и монашество в XIX и начале XX века» (М.: «Русское слово», 1999; М.: «Вербум», 2002). Для написания этой работы Зырянов перешел из сектора истории СССР периода империализма (явившегося преемником сектора буржуазно-демократических революций в России и возглавляемого А.П.Корелиным) в группу истории религии и церкви.
[Spoiler (click to open)]
Считая XIX и начало XX в. благоприятным периодом в истории русских монастырей, Зырянов показал, что их численность за это время более чем удвоилась: если в 1808 г. насчитывалось 443 православных монастыря при численности монашествующих 4266 человек, то в 1914 г. – 1025 монастырей, в которых находилось 94629 монашествующих. Отчетливо выраженной тенденцией была феминизация монашества: к 1914 г. обитательницы женских монастырей втрое превышали численность насельников мужских монастырей и пустынь, в то время как в начале XIX в. женские монастыри составляли немногим более 20% всех монастырей. Автор прослеживает изменение сословного состава монашествующих. Если в первой половине XIX в. в их числе значительным был удельный вес духовенства, купечества, мещанства, дворянства, то в начале XX в. в монашестве сильно возросла крестьянская прослойка.

Справедливо относя монашествующих к духовному сословию, Зырянов рассмотрел юридическое положение монастырей и их обитателей. Но главное внимание автор уделил внутренней жизни монастырей и их взаимодействию с «миром». Эти вопросы решены через характеристику монахов-аристократов, ученых иноков и рядовой братии, показ внутреннего строя монастырской жизни, рассмотрение монастырских доходов, имущества и капиталов, специализации монастырей: охарактеризованы миссионерские и «исправительные» монастыри, «рабочие» монастыри, в которых основное внимание уделялось рациональному ведению хозяйства.

По мнению Зырянова, в жизни России монастыри играли важную роль, «утверждая и поддерживая основы нравственности и благочестия»1 . Показано, что в духовном сплочении русской нации и других единоверных с ней народов значительную роль играли всероссийские религиозные центры – Троице-Сергиева и Киево-Печерская лавры, Оптина и Саровская пустыни и др. Значительное внимание в работе уделено монастырским старцам, особенно самым известным из них, игравшим важную роль в духовном «врачевании» народа – Серафиму Саровскому и Амвросию Оптинскому. Монастыри занимались благотворительностью, имели просветительское значение, являлись хранителями и распространителями культуры. Вместе с тем, Зырянов показывает влияние на монастырскую жизнь социально-экономического и политического развития страны в изучаемый период, революции 1905–1907 гг., Первой мировой войны. Он пришел к выводу, что «в жизни монастырей отчетливо начал обозначаться кризис, связанный с необходимостью приспособления к изменившимся условиям жизни страны» [20]. Многие верующие искали выход из него в дальнейшей специализации монастырей по видам деятельности – миссионерской, колонизационной, благотворительной. Однако, верх одержали те, кто считал, что монашество должно сосредоточиваться на молитвенно-созерцательной деятельности. Во время революции и Гражданской войны были разрушены практически почти все монастыри.

Н.А.Иванова. Павел Николаевич Зырянов — ученый и человек // Долг и судьба историка. Сборник статей памяти доктора исторических наук П.Н. Зырянова. М.: РОССПЭН, 2008. С. 58-90.

Tags: Челябинск, история, православие
Subscribe

  • индекс 456895

    в подтверждение "Клуба белых ворон" Эльбрус пишет Вконтакте: https://vk.com/id4229130?w=wall4229130_23613%2Fall Рассказ о том, как я…

  • из "Клуба белых ворон"

    Вообще-то Эльбрус Нигматуллин «разгорелся» спортом, подростком читая газету «Советский спорт» – рубрики «Здоровый…

  • хаерле юл!

    Из летней ленты новостей: Эльбрус Нигматуллин собирается провести в Уфе турнир «Самый сильный человек РБ» Самый сильный человек России…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments